По случаю открытия памятника Пушкину
03.12.2011 07:26

По случаю открытия памятника ПушкинуПо случаю открытия памятника Пушкину в Москве (1880) Ф. М. Достоевский, бывший основным оратором, воздал всеобъемлющую и полную признания похвалу своему предшественнику-классику, как «чрезвычайному явлению русского духа» (Н. В. Гоголь). С похвалой отозвавшись о работе Киреевского, Достоевский также признал три этапа в творчестве Пушкина, хотя в ту пору признавались уже и другие, не менее значительные этапы. Поэт-философ поднялся до уровня «поэта-пророка», и не только в своем известном стихотворении «Пророк» (1826), которое Достоевский на открытии памятника продекламировал с особым значением. Пушкинская фаза подражания чужим образцам, по сути, неотделима от самобытности самого поэта, поэтому ее следует рассматривать как результат его способности полностью усваивать плоды чужой гениальности. А отражение и перенесение заимствованного в собственную языковую форму - тоже особый вид гениальности. Эту раннюю, подражательную фазу творчества поэта можно охарактеризовать следующим образом: Пушкин не был гением метаморфозы (т. е. постоянного изменения, как считал Киреевский). Скорее, Пушкин всегда один и тот же и одновременно разный, благодаря постоянному многообразному обогащению. Успехи, которых он достиг на обоих ранних этапах своего творчества, следует отнести исключительно на счет его собственного «Я». Его поэзия может звучать по-байроновски романтично, бунтарски или пророчески – его «Я» всегда неизменно. Позже в его творчестве появляются новации: монах в «Борисе Годунове», персонажи «Капитанской дочки», образы из «Истории Пугачевского бунта» представляются людьми из плоти и крови (бытовые типы).

Интуитивное понимание того, что является новым, выходящим за рамки условностей жанра, характерно для трактовок Достоевского. Смелым является и его утверждение, которое, возможно, и спорно в нюансах, но не в познавательной сути. В одном из дневников (1880) Достоевский отмечал: «...все эти типы положительной красоты человека русского и души его взяты всецело из народного духа».

 
s
© 2011 Вопросы взаимоотношений политики и морали СССР и ФРГ