Петровские реформы
20.10.2011 01:23

Петровские реформыПринявший чуждый для своей страны титул императора Петр I, чье имя связано с эпохальными реформами в России, а любовь к технике, ремеслам, мореплаванию, военному делу, государственным реформам, строительству, переводческому искусству и многому другому широко известна, бесспорно, был восхищенным почитателем и безоглядным сторонником западноевропейской цивилизации. Как и многие его выдающиеся современники, он был поборником западного рационализма. А импульсы, пробудившие его наклонности, он воспринял в Немецкой слободе - в той части старой Москвы, которой были предоставлены различные привилегии. Именно в сообществе свободных ремесленников и торговцев мог возникнуть импульс, определивший в дальнейшем жизненную цель русского царя: сделать Россию равной среди западноевропейских держав. Думается, его путь - вплоть до «окна в Европу», которое он «прорубил», воздвигнув новую столицу Санкт-Петербург - был предопределен его впечатлениями, его опытом, полученными на улицах и в горницах московской Немецкой слободы.

Петровские реформы представляются мозаикой из гигантских камней, каждый из которых сам по себе уникален своей неповторимостью; каждая реформа была, как тогда говорили, «делом новым». Современники Петра, в особенности простой народ, не сумели по достоинству оценить его деяния. О том, чего удалось достичь благодаря этим «делам новым», - прежде всего (хотя и не только) благодаря затрагивающему не одни лишь вопросы церкви и веры «Духовному регламенту» Петра - свидетельствуют документы тех лет (речь идет о последовавшей за «Регламентом» амнистии вскоре после 1740 г.): сотнями и тысячами восставали из мертвых люди, бесследно исчезнувшие в разное время, эти мученики веры возвращались из далеких краев Сибири: одни - с отрезанным языком, другие - с вырванными ноздрями, третьи - изуродованные кандалами, с отрубленными руками...

 
s
© 2011 Вопросы взаимоотношений политики и морали СССР и ФРГ